четверг, 23 октября 2008 г.

Законодательство, запрещающее курение, механизмы исполнения

В истории человечества можно найти не мало примеров активного противодействия развития такого «порока» как курение (наряду с алкоголизмом). Например, во всех странах, где появлялся табак, он вызывал резкое неприятие.

Различные запреты на употребление табака периодически вводились во многих странах мира. К примеру, в 1617 году в Монголии за курение полагалась смертная казнь, в 1634 году в России курильщиков отправляли в ссылку, тем же, кто повторно был уличен в этом пороке, грозила смертная казнь. В 1674 году смертная казнь была введена для всех курильщиков (через два года запрет был отменен). Яростным противником табака был король Франции Людовик Четырнадцатый. Запреты на курение вводили практически все религиозные конфессии.

Так же, следует признать, были, есть еще якобы примеры в пользу любителей курильщиков, например, лекарственные свойства курения, зачастую воспринимались, чуть ли не единственным средством к исцелению. Но это скорее вопрос к специалистам в области медицины и здравоохранения.

Трудно найти страну, в которой прямо или косвенно не обсуждали негативные последствия курения, курения несовершеннолетними лицами, беременными женщинами или в присутствии данной категории лиц. Мало кто хотел бы видеть или поощрял бы курение своих детей и т.д. При подробном изучении законодательства запрещающего или ограничивающего курение, зачастую складывается впечатление, что у законодателя стоит одна цель, это установить формальную ответственность за курение в местах специально не отведенных для этого. Хотя следует признать, есть и положительные тенденции к выздоровлению общества от данного порока, но очень скромные.

В Российской Федерации уделяется внимание и не малое этой проблеме, но все же не достаточно. На федеральном уровне у нас есть свой закон об ограничении курения табака от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ (как в прочем и во многих развитых и развивающихся странах мира). В настоящее время предусматривается ответственность за курение в неустановленных местах, за нарушение правил продажи и производства табачной продукции, за недобросовестную рекламу потребления табака, что определяется на федеральном и региональном уровне. Следует отметить, что и в организациях этому вопросу уделяют серьезное внимание и порой принимаемые меры по ограничению курения являются более эффективными, нежели на федеральном законодательном уровне, а так же региональном.

В частности, в Федеральном законе «Об ограничении курения» определяется правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Следовательно, государство (законодатель) официально признает негативные последствие курения. Содержание данного закона хоть и критикуют, как и впрочем, все законы, но порой с чего-то надо начинать ограничение курения табака в России. По объему закон не велик, содержание освещает 10 статей, но в нем не двусмысленно определяется правовые основы ограничения курения.

Помимо общих сведений, подлежащих указанию на продовольственных товарах, до потребителя табачных изделий должна быть доведена дополнительная информация. Каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака (предупредительную основную надпись о вреде курения табака, дополнительную надпись о вреде курения табака и информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты).

Предупредительная основная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака на упаковке (пачке) табачных изделий должны занимать не менее 4% площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных изделий. Для сравнения в Китае на поверхности каждой выпускаемой пачки предупреждения о вреде курения должны занимать 30% (В соответствии с Китайской конвенцией 2003), а в некоторых странах и до 50 % общей площади пачки (например, в США и Канаде).

Законодателем не регламентируются какие-либо особенности продажи табака и табачных изделий. Установлены лишь ограничения на реализацию данной продукции. Видимо, предполагается, что продавцы табака и табачных изделий обязаны руководствоваться общими правилами реализации продовольственных товаров на территории России.

Закон запрещает розничную продажу сигарет с содержанием менее 20 штук в каждой упаковке (пачке), поштучную розничную продажу сигарет и папирос, а также продажу табачных изделий с использованием автоматов. Запрещается также розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях.

В законе определяется максимальное содержание смолы и никотина в выдыхаемом дыме (гигиенические требования).

Этому направлению уделяется серьезное внимание во многих развитых странах. Например, в США против группы американских табачных компаний подан коллективный иск с требованием выплатить курильщикам «легких» сигарет 200 миллиардов долларов. Федеральный окружной судья Джек Уайнстен разрешил группе истцов представлять интересы всех курильщиков США. Компании, рекламируя свою продукцию, указывали на то, что в их сигаретах содержится меньше смол и никотина. В результате у американских курильщиков сложилось неверное представление о том, что «легкие» сигареты безопаснее обычных и т.д. Подобное у нас трудно представить в ближайшее время.

Следует отметить, что табачная продукция является подакцизным товаром.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории РФ» (с изм. от 29 января 2001 г.) в целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет налогов и сборов, а также за легальностью производства и реализации на территории РФ табака и табачных изделий была введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ. Маркировка табачной продукции осуществляется при помощи специальной марки, подтверждающей легальность производства табака и табачных изделий, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами. Ответственными за маркировку специальными марками табака и табачных изделий являются организации - производители этих изделий. Однако продавцы табачной продукции обязаны следить за тем, чтобы в продажу поступали только те табачные изделия, которые маркированы специальной маркой.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об ограничении курения табака» на территории РФ не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (зажигалки то же). Нарушение данного законодательного положения влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Статья 14.15 КоАП РФ предусматривает следующий вид административного наказания - наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 15 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 300 МРОТ. При этом следует отметить, что в штрафных санкциях под одним минимальным размером оплаты труда понимается 100 рублей, соответственно штраф в 3 МРОТ составляет 300 рублей. В перспективу штрафные санкции могут быть изменены в сторону увеличения.

Следует отметить, что практика применения милицией ст. 14.15 КоАП РФ (Нарушение правил продажи отдельных видов товаров) не является однозначной. Применяю данную статью в основном представители подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, участковые уполномоченные милиции и др. Подобного рода правонарушения требуют от милиции решительных действий, которые не могут порой осуществлены по объективным причинам. Например, представителями ПДН ОВД преимущественно являются женщины, которые и пытаются применить меры административной ответственности, на действия которых продавцы порой реагирует вполне решительно и оригинально. Закрываются в магазине или ларьке, просто покидают торговое место и т.д., в связи, с чем возникают проблемы при составлении административно-процессуальных документов, в которых необходимо указывать сведения о виновных лицах. Сотрудники милиции в подобных ситуациях не вправе применять в соответствии с Законом «О милиции» специальные средства и огнестрельное оружие, а физическую силу не представляется возможным. Более того, даже если и удается оформить правонарушителя, выписать ему штраф, это еще е значит что он понесет должное наказание, так как в настоящее время остается высоким процент неуплаты административного штрафа. Следовательно, виновные в нарушении правил продажи табачной продукции зачастую остаются безнаказанными.

В России есть ограничения и по рекламе табачной продукции. Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе (ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г.). Согласно ст. 7 ФЗ «Об ограничении курения табака» должна также осуществляться пропаганда знаний о вреде курения табака федеральными органами исполнительной власти по здравоохранению, образованию по культуре через средства массовой информации. В целях реализации данных правовых положений общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака.

Закон не разрешает демонстрацию курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрацию курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

Хотя и здесь могут быть проблемы, создание фильма, где главный герой является курильщиком и это неотъемлемая часть сюжета, то в данном случае фильм признаваться рекламой употребления курения не будет и иск в суде не будет удовлетворен однозначно, а фильм будет выпущен на телеэкраны (см. п. 9 ст. 2 ФЗ «О рекламе»). Очевидно для многих, что подобные фильмы, сюжеты прямо или косвенно подталкивают граждан к употреблению табака.

Закон «Об ограничении курения табака» устанавливает запреты на курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

На федеральном уровне, например в КоАП РФ ответственность за курение в общественных местах не установлена, что приводит к ряду проблем, в части выполнения данного запрета, указанного в Федеральном законе «Об ограничении курения табака».

Слабым утешением наверно будет то, что предусматривается ч. 3 ст. 11.17 КоАП ответственность за «Курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта», а так же ст. 11.21 КоАП за курение на мостах с деревянными настилами, в том и другом случае штраф до 100 руб.

Следует признать, что региональное законодательство интенсивней развивается в части определения ответственности за нарушения запрета на курение в общественных местах, но и здесь существует ряд проблем. На федеральном уровне практически нет ответственности за курение табака в общественных местах, а на региональном есть, но механизм реализации требует совершенствования. В частности, законом Красноярского края «Об административных правонарушениях» от 26 апреля 2004 г. № 10-1900 в ст. 8.5 установлена ответственность за «Курение в неустановленных местах» (штраф от 1 до 2-х МРОТ), в соответствии с ч. 2 ст. 8.5 ответственность возлагается на родителей за курение несовершеннолетними в возрасте до 16 лет (штраф от 1 до 3-х МРОТ). По поводу существования этой нормы уже возникают судебные споры, да все мы понимаем, что она нужна если не в КоАП, то в региональном законе, но как быть с противоречиями, которые есть. В частности в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об ограничении курения», законодательство РФ об ограничении курения табака состоит из указанного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, т.е. ответственность за курение в неустановленных местах должна устанавливаться только в федеральных законах а не законах субъктов Российской Федерации, о чем есть прямое указание в ст. 1.3 КоАП РФ.

В ст. 1.3 КоАП РФ не указывается, что установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к предмету введения РФ, а не к предмету введения субъектов РФ. Таким образом, ответственность установленная законом Красноярского края в ст. 8.5 получается не состоятельна. Подтверждением этому будет определение Верховного Суда РФ от 19 января 2005г., которым была отменена аналогична статья в Архангельской облатсти. Более того у нас такая попытка уже была со стороны прокуратуры! Но по всей видимости наш Суд еще руководствовался ст. 72 Конституции РФ. Вывод, необходимо закрепить срочно норму ответственности за курение табака в КоАП РФ.

Милиция пока работает по этой статье и, судя по статистике успешно, например, за 5 месяцев 2006 года сотрудниками органов внутренних дел Красноярского края за курение в неустановленных местах к административной ответственности привлечено 3970 граждан, за 10 мес. 2005 года менее 3-х тысяч. Следует отметить, что в Государственную думе РФ обсуждается законопроект о внесении в КоАП ст. 6.16 «Курение табака вне установленных мест».

Правовое регулирование ограничения курения в г. Красноярске, определяется следующими правовыми актами:

  1. Постановление Администрации г. Красноярска «О запрете курения табака в муниципальных образовательных учреждениях г. Красноярска» от 5 сентября 2006 г.

  2. Решение Красноярского городского совета «О должностных лицах органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» от 29 ноября 2005 г.

  3. Решение Красноярского городского совета от 25 мая 2006 г. № 10-196 «О правилах перевозки пассажиров и багажа в г. Красноярске»

Для сравнения можно привести ряд примеров противодействия курению табака в других странах. Ирландия первая в мире ввела общенациональный запрет курения в 2004 году, за ней последовали Италия, Швеция, Шотландия, Норвегия и Испания. Франция недавно заявила, что запретит курение в общественных местах, начиная с 2007 года, а в барах и клубах - с 2008 года.

В Китае запрещено курение во всех местных авиарейсах, запрещено курить политическому руководству государства на работе, а чиновникам, депутатам, членам правительства курение строго запрещено.

В Японии запрещено курение во многих общественных местах, например в центральном районе Токио, нельзя курить и бросать окурки на тротуар.

В Италии с 10 января 2005 года вступил в силу запрет на курение в общественных местах. Наказание за нарушение запрета до 250 евро, а при отягчающих обстоятельствах - курение в присутствии беременной женщины или ребенка в возрасте до 12 лет - до 500 евро. Запрещено курение в общественных помещениях, если в них нет изолированного места для курения с вентиляционной системой. На владельцев баров, ресторанов, администрацию аэропортов, вокзалов, учреждений и фирм, включая частные компании, возлагается обязанность оборудовать специальные места для курения, а также информировать власти о фактах нарушения правил курения (штраф для владельцев заведений- 2,2 тыс. евро).

В США законно увольняют курильщиков с работы, запрещают курить в автомобилях, если в них есть дети, штраф от 25 до 100 долларов. Калифорния стала первым штатом в Америке, где запретили курить в автомобилях. Там теперь нельзя курить в машине, где находятся дети. Первое наказание за подобное правонарушение достаточно мягкое – штраф в $25 долларов. Во второй раз придется заплатить уже $100. В Калифорнии вообще ведется жесткая борьба с курением. Нельзя курить в административных зданиях, ресторанах, барах, а также на пляжах некоторых городов, в том числе Лос-Анджелеса. В некоторых городах нельзя курить в парках и на автобусных остановках.

В Иране запрещено курение в общественных местах, в том числе кальяна штраф от 5 до 10 долларов США. За продажу несовершеннолетним штраф 55 долларов.

В Турции за курение в закрытых общественных местах штраф 200 долларов США.

В Шотландии беременным женщинам, которые курят, предлагаются ваучеры и другие стимулы стоимостью до 50 фунтов в месяц, если они прекратят курить. Такая схема вводится управлением здравоохранения в районе Тейсайд, где уровень курения среди беременных женщин является одним из самых высоких в Шотландии. Курильщицы будут получать ваучеры, чтобы покупать свежие фрукты и овощи, бесплатные билеты в центры досуга и кино, если они откажутся от сигарет в течение беременности. Стимулы будут также предлагаться в течение трех месяцев после родов. Чтобы получить их, будущие матери должны будут доказать, что они не курят, и для этого проходить еженедельные пробы выдыхаемого воздуха на наличие угарного газа в их легких.

Учитывая вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

  1. В российской Федерации существую все условия для установления ответственности на федеральном уровне за курения табак в общественных местах, но очевидно, установление запретов и ответственности за их нарушение недостаточно.

  2. Необходимо использовать мировой опыт противодействия курению табака, который может стать основным источником информации при установлении системы направленной на снижение уровня потребления гражданами Российской Федерации табачной продукции.

  3. Особый интерес и потенциал представляют меры направленные на пропаганду здорового образа жизни и создание соответствующих условий для такого образа жизни. Меры стимулирования, компенсации для граждан которые желают бросить курить. Следует отметить, что это не единственные меры, которые могут быть использованы для ограничения курения табака.

    Иванов А.Ю. к.ф.н.

    Сибирский юридический институт МВД России

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо, что решили оставить комментарий. Ваше мнение очень важно.