понедельник, 20 октября 2008 г.

Программирование


Теорию психологической запрограммированности предложил использовать для освобождения от различных наркоманий, ленинградский учёный, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ экспериментальной медицины Г.А. Шичко. С его точки зрения,

  • наркомания - это психологическое расстройство, основными признаками которого являются наркотическая запрограммированность, потребность в наркотике и поглощение его. По утверждению автора, именно теория психологического программирования есть ключ к научному пониманию причин многих отрицательных социальных явлений: наркомании, пьянства, курения, воровства и т.п.

Три основные уровня, или три программы психической деятельности.
Первая программа. В эволюционном развитии каждого вида животных определились свойственные им потребности и приспособительная система поведения (видовой опыт). В то время как потребности животных более или менее универсальны, адаптация их к внешней среде имеет видоспецифический характер, например она различна у травоядных и хищников. Потребности и адаптация к внешней среде у соответствующего вида животных уже записаны в их мозгу генетическим образом к моменту рождения. Таким же образом генетическая или первая, программа записана в соответствующих мозговых образованиях ребёнка. Помимо видоспецифических особенностей в этой программе записаны также генетические (наследственные) особенности ребёнка - его генотип. От этого генотипа среди прочего зависят некоторые особенности структуры и функции мозга способности и другие задатки и возможности ребёнка, но также и его наследственные болезни, если таковые ему переданы генетически, и т.д. Задатки, влияющие на психическую деятельность, касаются почти всех её сфер, но особенно ярко проявляются в эмоциональном реагировании, от них зависят темперамент и характер. Эта программа предопределяет инстинктивные и некоторые другие виды бессознательного поведения, биологические мотивации, которые не осознаются - полностью или частично, - однако они активно влияют на формирование сознательного поведения.

Первая программа у человека связана с таламо-стрио-паллидо (гипоталамическим) комплексом и является нижним, или бессознательным , уровнем психической деятельности. В нём эта программа хранится, и здесь происходит координация и регуляция функций, которые приводят к удовлетворению биологических потребностей, самосохранению организма и продолжению рода.

Реализация первой программы у человека, как указывалось, находится обычно под контролем эволюционно позже развившихся мозговых систем. Однако имеется ряд ситуаций и причин, ослабляющих этот контроль, и тогда поведение человека регрессирует на более низкую ступень (например, половое или аффективное поведение).

Вторая программа. Рождаясь с жёсткой генетической психической программой и определёнными задатками, ребёнок начинает постепенно формироваться как личность. Как отмечалось, это происходит в зависимости от его ближайшего окружения и во взаимодействии с ним. Наряду с овладением каким-то запасом знаний, умений и навыков, научению речевой коммуникации он постепенно создаёт внутреннюю индивидуальную, субъективно-эмоциональную систему ценностей и связанную с ней систему моделей поведения. Эта психическая деятельность, хотя и является познавательной, однако имеет личностный характер и определяется качеством глубинного или телесного Я человека.

По сравнению с предыдущим безличностным и бессознательным уровнем данный уровень играет кололссальную роль в человеческой психике. Он разворачивается в лимбической системе и через её связи корреспондирует с более низким и более высоким сознательными мозговыми уровнями. Следует подчеркнуть, что в принципе ни один из психических уровней не функционирует изолировано.

Вторая программа формируется на основании обобщения субъективного исторического, т.е. усвоенного в процессе жизнедеятельности, опыта индивида, особенно полученного до 2-3 летнего возраста. Формирование продолжается и в дальнейшем, однако, уже на основании заложенного ядра личности и в более ограниченном виде. Этот субъективный эмоциональный опыт, в конечном счете, является отражением истории и культуры определённого общества и среды, где рос и развивался индивид. Таким образом, вторая программа является субъективно-подсознательной основой личности. Связанные с этой основой личности оценки и модели поведения развиваются также в результате различных психологических комплексов, гнездящихся в подсознании. Всё это формирует внутренние системы устремлений, установок, привычек, влечений, страстей, амбиций, характеризующих данную личность. Эти внутренние влияния обладают большим эмоциональным и энергетическим зарядом и воздействуют на принятие субъектом решений и в целом на его поведение. Вторая программа включает в себя откладывающиеся в подсознании автоматические формулы или штампы поведения, со свойственной данному субъекту их индивидуальной манерой, а также интуицию.

Автоматизмы, или автоматическое поведение подразделяются на подсознательные и бессознательные. Бессознательные автоматизмы представляют собой врождённую систему автоматической координации движений или следствие расторможения определённых древних двигательных систем, которым первые функционально подчинены. Примером автоматической координации является сохранение равновесия при первых шагах ребёнка, катании на коньках или любой угрозе падения и т.д. При растормаживании древних двигательных систем возникают различные рефлекторные и автоматические движения, типа сосательного, хоботкового или хватательного рефлексов, насильственных смеха и плача и т.д.

Автоматическое поведение возможно в результате откладывания в памяти подсознания разных стереотипов, штампов и заученных планов действий. Сначала эти действия могут осуществляться сознательно - у человека, и лишь по мере обучения и усвоения они переходят в автоматические. Как правило, это простые или более или менее сложные комплексные целенаправленные действия. Ими могут быть также поведенческие штампы, модели реагирования, цепные последовательные действия, как например проведение уборки, приготовление обеда, а также такие действия, как исполнение в театре заученной роли, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, вождение автомашины и многое другое, что не требует активного сознательного контроля. Сюда включаются манеры говорить, держаться в обществе, одеваться и т.д. Эти штампы и стереотипы поведения представляют собой как бы заготовки, или "полуфабрикаты", поведения, которые по мере надобности включаются в более сложные акты подсознательного и сознательного поведения. Так, во время выполнения таких сложных действий, как вождение автомобиля или исполнения музыкальнгого произведения, человек может думать или решать какие-то другие вопросы.

Таким путём сознательная психика освобождается от повторных поисков и решений для изучения новых задач или приобретения новых умений, требующих осмысления и активного внимания. В дальнейшем и они уходят в память подсознания. Таким образом, во второй программе заключены модели и планы многих подсознательных простых или автоматических комплексных или цепных сложных действий. В то же время формулы простых, но произвольных действий заключены в памяти идеаторного и моторного праксиса в теменной и лобной коре. При её болезненном поражении возникают нарушения отдельных умений и навыков (апраксия).

Образно можно сказать ещё раз, что подсознание - это кухня нашего сознания, где в зависимости от вкуса и опыта повара готовятся и откуда поступают как хорошие, так и плохие блюда, которые поднимают или отбивают у нас аппетит к жизни. О физиологии подсознательной психики пока ещё мало что известно.

Третья или "произвольная" программа. Это программа психической деятельности представляет собой только часть осознаваемой психики. Она является относительно "объективной" частью всей психики человека, так как в отличии от интуитивной психики не спаяна тесно с внутренней личностью. Во всяком случае осознаваемая психика доступна для анализа, возможностей колебания, взвешивания разных точек зрения в обычном, нормальном состоянии субъекта и самокритики. Одной из главных составных частей осознаваемой психики является сознание, которое представляет собой необходимое условие для развёртывания других частей. Сознание, как и вся психика, может рассматриваться на биологическом - нейрофизиологическом - или информативно-содержательном уровнях.

Считается, что основой сознания является совокупная деятельность большинства нейронов мозговой коры, которые подвержены энергезирующему и информативному влиянию нижерасположенных отделов мозга. В этих корковых нейронах, по всей вероятности, циркулирующая в головном мозгу биологическая информация - электро-биохимическая - считывается или воспринимается специфическим образом так, что она приобретает содержательный характер. Процесс осознавания информации - это и есть формирование сознания. Таким образом, сознание представляет собой в некоторой степени обозреваемый и контролируемый аспект психики. Оно может быть уподоблено экрану компьютера, на котором можно видеть как некоторые промежуточные, так и конечные результаты аналитико-интегральной деятельности. О сознании можно образно сказать, что это обозреваемая монтажная площадка психической деятельности. В сознание вводится как часть непосредственно воспринимаемой извне, так и поступающая из памяти, а также из подсознания информация. В свою очередь сознание находится в зависимости от эмоционального состояния, конкретной ситуации, мотивационных влияний, отложенных проблем и т.д. Всё это даёт направление психической деятельности. К этому надо добавить ещё сознательную постановку задач, осуществляемую высшими отделами личности. Представляется вероятным, что сознание не "течёт в единой плоскости", что есть в нём более поверхностные и более глубокие слои, выражающиеся в концентрации внимания. В них может происходить переработка не одной, а сразу несколько тем. Таким образом, можно себе представить, образно говоря, что тема, уходящая из поля активного внимания - сознания, - переходит на периферию или в более глубокие слои, откуда она погружается в "туман подсознания".

Третья программа объединяет и организует работу всей психики, во многом будучи связанной с первой и второй программами, которые в основном определяют её принципиальные рамки и альтернативы в соответствии с объективным опытом и основными чертами характера личности. На основании отмеченных данных можно заключить, что третья программа формирует кратковременные и долговременные планы, подготавливаемые и анализируемые с помощью аппарата мышления.

"Произвольная" программа поведения человека.

Природа, выделив человека из эволюционного ряда животных, поставила его перед трудной дилеммой, заключающийся в том, что он, с одной стороны, связан со своим животным прошлым, а с другой - наделён таким разумом, который качественно изменил его психику и образ жизни. Это новое качество психики, характерное для человека, заключается в появлении у него социопсихологической - осознаваемой или "произвольной" - третьей программы, которой нет даже у высших животных.

Таким образом, третья программа является результирующей и осознанной частью всей психической деятельности, она ведает командами, посылаемыми в различные исполнительные органы - мозг, организм в целом, - организующие сознательное поведение. Это программа формируется в результате взаимодействия: биологических мотиваций, подсознательных личностных мотиваций, их интуитивного и сознательного анализа, проверки и оценки всех данных в оперативно-решающем устройстве (критическая часть личности). Во всей этой работе принимают участие как текущая, так и поднятая из хранилищ долговременной памяти информация, а также эмоциональная и волевая системы, тормозящие или усиливающие мотивации и исполнение планов.

Возможны более длинные и более короткие пути до-формирования третьей программы - от реализации отложенных и создания новых конкурирующих планов до аффективного мало или почти не анализируемого поведения. В последующем случае, вероятно, можно говорить лишь об относительном участии данной программы в организации поведения.

Какова степень влияния всех трёх программ на поведение человека? Можно ли считать человека пленником двух первых по срокам их появления в мозгу программ? Как уже отмечалось, первая, или генетическая, программа в большей мере является наследуемой. Вторая - приобретается в процессе обмена информацией и взаимоотношения с внешней средой, преимущественно после рождения, в основном в детстве, т.е. в условиях не зависящих от субъекта. В детстве формируется внутреннее Я с субъективной - подсознательной - шкалой ценностей, привычками, вкусами, эмоциональной мотивацией, взглядами, амбициями и комплексами. Отбор информации, которой пользуется субъект, проходит через субъективные эмоционально-личностные фильтры. Всё это не оставляет большого простора для дальнейшего самоусовершенствования вне влияния первой и второй программ психической деятельности.

Таким образом, из сказанного можно сделать ряд выводов.

Психика представляет собой процесс накопления и обмена информации, происходящей в головном мозгу животного и человека с целью адаптации организма к меняющимся условиям внешней (и внутренней) среды. Этот процесс заключается в восприятии информации, её переработке в определённых структурах мозга для перевода электро-нейрохимической энергии в изоморфную, т.е. содержательную, информацию. Головной мозг является продуцентом психики, которая зависит от мозга, как функция от структуры. Содержательная часть психики, завися в определённой мере от наследственных задатков, в основном определена историей всей жизнедеятельности личности в определённом обществе.

В головном мозгу человека прослеживается три главные структурно-функциональных уровня иерархии психической деятельности, возникших в процессе эволюционного развития, три её основные программы: первая программа (эволюционно более древняя) несёт ответственность за бессознательную психику, включает в себя биологические потребности, самосохранение организма и продолжение его рода; вторая программа ответственна за подсознательную психику, осуществляющую субъективно-эмоциональное приспособление; третья программа, связанная с сознательной частью психики, осуществляет логически-познавательное приспособление к внешней среде.

На "психопрограммирование", как наиболее оправдавшей себя технологии управления массами, в СССР обратили внимание в конце 70-х начале 80-х годов, в самый расцвет "холодной войны" между двумя политическими системами: социализмом и капитализмом. Вот как описывал это явление доктор философских наук О.А. Феофанов: "Под "психопрограммированием" следует понимать тайное воздействие на сознание людей, главным образом на эмоциональном и бессознательном уровне, с тем чтобы сформировать определённую систему установок, "подсказывающую" массам их поведение.

Подобно тому как программируются современные ЭВМ, в чей электронный мозг вводится соответствующая информация, капитализм стремится "запрограммировать" поведение народных масс, вводя в их сознание только ту информацию, которая ему выгодна. Термин "психопрограммирование", ещё не так давно использовавшийся только фантастами в их устрашающих картинах будущего, обретает всё более и более реальный смысл в современном буржуазном обществе.

"Психопрограммирование" следует рассматривать как целенаправленное манипулированное воздействие буржуазии с помощью психологии для создания автоматической, стереотипной реакции на определённые явления, для формирования на основе некритического восприятия информации (часто на уровне бессознательного в психике человека) различных стимулов, обеспечивающих соответствующее поведение как отдельного индивида, так и масс в целом. "Психопрограммирование" - это своего рода насильственная "модификация поведения", где вместо психотропных средств используются супердозы слов и образов, воздействующих на психологию. Всё это позволяет говорить о своеобразном "психологическом терроре".

Надежды на эффективность скрытого социального контроля буржуазия связывает, с одной стороны, с достижениями эмпирической и социальной психологии, с другой -- с достижениями в области технических средств массовой информации и в целом - с активизацией разработок технологии психологического воздействия средств массовой информации на массы.".

Достойно внимания описание механизма "психпрограммирования" людей, на потребление некоторых видов наркотиков, в СССР. Известно, например, что в последние десятилетия советской власти, доход от продажи алкогольных и табачных изделий был одним из основных источников поступления денежных средств в бюджет страны. Этим отчасти объясняется беззастенчивое психопрограммирование и манипулирование тогда и сейчас общественным сознанием. Тоталитарные режимы меньше всего заботятся о здоровье своих гражданах.

Таким образом, обобщив весь обзор термина "наркомании" я рискну дать полное его определение. Наркомания - это психологическая информационная антикультурная психо-физическая зависимость, под действием которой человек вынужден вредить своему здоровью, употреблять ядовитые химические вещества, оправдывать это занятие и пропагандировать его, конфликтовать с собой, законом, обществом.

Аникин Сергей

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо, что решили оставить комментарий. Ваше мнение очень важно.